Реформа системы образования в современном мире нераздельно связана с развитием информационных и коммуникационных технологий. Человек, эффективно владеющий технологиями и информацией, обладает новым стилем мышления, иначе подходит к оценке возникающих проблем и путям их решения, к организации своей повседневной деятельности.
Изменение нормативно-правовой базы (закон об образовании, государственные образовательные стандарты) предусматривает широкое применение информационных технологий и использование интернет-ресурсов для формирования ИКТ-компетентности учащихся, что предполагает не только наличие высокого уровня информационной культуры учителя, но и соответствующее изменение образовательного пространства школы.
Можно констатировать, что к настоящему времени в науке разработана и разносторонне рассматривается проблема формирования и развития ИКТ-компетентности. Однако до сих пор продолжаются научные споры об ее сущности, связи ИКТ-компетентности с понятиями компьютерная грамотность, информационная культура, а также их формирование и развитие в школе. Ученые отмечают, что можно представить лестницу информатизации, где на первой ступени формируется ИКТ-грамотность, на второй – ИКТ-компетентность и заключительная ступень – информационная культура. При этом ИКТ-грамотность определяется как использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.
Необходимо отметить, что компетентность учащихся в сфере ИКТ связана с множеством факторов (вид образовательного учреждения, деятельность преподавателя информатики, социально-демографические факторы, различные аспекты учебной деятельности). Причем наиболее значимыми в данном случае являются не столько социальные и демографические факторы (образовательный статус семьи, пол, регион проживания), сколько факторы, связанные непосредственно с организацией образовательного процесса (своеобразие образовательной среды образовательных организаций, статус образовательных организаций, квалификация педагогических кадров, академическая успеваемость школьников и др.).
Останавливаясь подробнее на каждом факторе, следует отметить специфику обучения в вечерней школе. Согласно Положению о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (постановление правительства РФ от 9.09.1996г № 1058) существует возможность использовать различные формы обучения: очную, очно-заочную (вечернюю), заочную; семейного образования, самообразования, экстерната. Продолжительность учебного года в 7-12 классах составляет 36 недель. В данных учреждениях количество часов на изучение предметов по рабочим программам сокращено в 2 раза. Выделяя конкретно предмет «Информатика и ИКТ» видим: в общеобразовательной школе на его изучение предусмотрено 72 часа, в вечерней школе - 32 часа.
Вечерняя школа собирает весьма разнородный контингент учащихся: по уровню и структуре подготовленности, развитию познавательных способностей, мотивации учебно-познавательной деятельности и т.д. Такая разнородность предопределяет и специфику парадигмы: дидактическая система должна обеспечивать нестандартно социализирующейся личности возможность получения образования максимально индивидуализированными способами. При этом специфические особенности личности и приобретенного ею опыта должны рассматриваться не как объекты коррекции, а как системообразующий фактор при выборе способа и форм образовательной деятельности.
Важной особенностью вечернего образования является смещение вектора образовательной деятельности в сторону самостоятельной работы, которая должна быть методически обеспечена.
Одной из ключевых задач, которую необходимо решить при организации обучения, заключается в создании таких условий обучения, при которых ученики в школе могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Для развития ИКТ-компетентности учащихся необходимо сформировать информационную образовательную среду образовательного учреждения. Эта среда образуется различными образовательными ресурсами: электронными учебными пособиями, конспектами лекций и практических занятий, обучающими программами, ссылками на интернет-источники, интерактивными тестами.
В частности, при создании образовательной среды по предмету (наряду с такими технологиями как электронная почта, блог преподавателя, Skype, ISQ и других) можно использовать цифровые образовательные ресурсы.
Цифровые образовательные ресурсы (по определению Гороховой Л.И.) – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса [1].
Цифровые образовательные ресурсы созданы для обеспечения нового качества образования, направленного на современные формы обучения, высокую интерактивность за счет использования более широкого спектра средств наглядности и новых видов заданий для самостоятельной работы учащихся; ориентирования на достижение новых образовательных результатов – компетентностей, выражающихся в способности учащихся самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности (коммуникативные, познавательные, оценочные, практические); обеспечения возможности уровневой дифференциации и индивидуализации обучения (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений); учета возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся и существующих различий в культурном опыте учащихся; ориентирования на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров) и на работу, требующую преимущественно нестандартных способов решения; организации учебной деятельности, предполагающей широкое использование форм исследовательской деятельности, форм и методов проектной организации образовательного процесса; приобретения учащимися опыта выполнения заданий, требующих выбора стратегии собственных действий.
Также можно выделить ряд требований к современным цифровым образовательным ресурсам:
- соответствие содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки;
- ориентация на современные формы обучения, обеспечение высокой интерактивности и мультимедийности обучения;
- обеспечение возможности уровневой дифференциации и индивидуализации обучения с учетом возрастных особенностей учащихся и различий в культурном опыте;
- преобладающие виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках предмета;
- обеспечение как самостоятельной, так и групповой работы;
- достоверность материала;
- превышение по объему разделов учебника без расширения при этом тематических разделов;
- возможность параллельно использовать с цифровыми образовательными ресурсами другие программы;
- удобный интерфейс.
Формирование информационной образовательной среды может быть успешным только при активном участии в этом процессе учителей. Компьютеризация занятий, контролирующих материалов требует умения работать с цифровыми образовательными ресурсами для конструирования программы обучения учащихся вечерней школы, ориентированной на развитие ИКТ-компетентности. Ведь важным признаком квалификации преподавателя является совокупность педагогических приемов и методов, используемых им в процессе преподавания отдельных предметов. Так, в преподавании информатики в вечерней школе для организации деятельности, направленной на формирование ИКТ-компетентности учащихся, одним из вариантов повышения уровня владения ИКТ-компетентности, с нашей точки зрения, может служить использование аннотированного каталога цифровых образовательных ресурсов по изучаемым темам. Ведь именно аннотированный каталог содержит разнообразные интернет-ресурсы, которые помогут учащимся в овладении компонентами ИКТ – компетентности, а также будут способствовать развитию логического мышления; росту качества знаний; экономии времени на разных типах урока; развитию умений учиться самостоятельно [2].
Создание аннотированного каталога реализует возможность использования принципа индивидуализации в образовательном процессе и позволит компенсировать очный контакт учащихся вечерней школы и педагогов.
При создании аннотированного каталога большое внимание уделялось отбору цифровых образовательных ресурсов, в зависимости от их возможностей этих ресурсов, таких как:
- организация и структурирование содержания, связь элементов содержания;
- использование различных видов информации;
- модульность и доступ к фрагментам содержания;
- разработка темы как системы образовательных действий;
- представление образовательного действия как совокупности простых действий;
- последовательность изучения материалов;
- адаптация содержания учебного материала к особенностям обучаемых [3].
Для создания каталога нами были определены цифровые образовательные ресурсы по информатике для различных классов по темам, предусмотренным учебной программой и направленным на развитие ИКТ-компетентности по схеме: URL;цель использования сайта по данной теме; разделы (рубрики); полезная информация.
В заключение хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, полноценное внедрение цифровых образовательных ресурсов с их встраиванием в учебный процесс при выполнении описанных методов использования позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обученности по предмету.
Литература
- Горохова, Л. И. Применение цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / Л.И. Горохова. – Режим доступа: URL: http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=411543 (дата обращения: 12.03.2014).
- Коробкова К. В. Возможности использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе [Электронный ресурс] / К.В. Коробкова, Е.А. Калиновский // IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» (15 февраля – 31 марта 2012 года). Режим доступа: URL: http://www.rae.ru/forum2012/10/2277 (дата обращения: 14.03.2014).
- Собкин, В. С. Анализ факторов, влияющих на компетентность учащихся школ в сфере ИКТ [Электронный ресурс] / В.С. Собкин, Д.Н. Адамчук, М.Г. Руднев. – Режим доступа: URL: http://docs.google.com/Doc?id=dd3tt2x6_14hsd3zfd8 (дата обращения: 16.03.2014).
|