Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения» [2].
Под компетенцией, следуя В.В. Краевскому и А.В. Хуторскому, будем понимать «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом [3].
… Компетентность в определенной области – это обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней». Компетентность, по существу, представляет собой категорию, определяющую систему взаимозависимости знаний, получаемых учащимся, и готовности использовать усвоенные знания, а также умения и навыки в реальной практической деятельности [3].
А.В. Хуторским выделен следующий перечень ключевых образовательных компетенций как важнейших элементов общепредметного содержания образования: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования [3].
Важную роль в этом процессе играет информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Таким образом, одной из основных целей, встающих перед нами, как учителями информатики, является повышение уровня информационно–коммуникационной и учебно-познавательной компетентностей учащихся, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру[1].
Информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др[2] .
Информационную компетентность можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ. Принципиальным является то, что информационно-коммуникационная компетентность носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер[2] .
Таким образом, информационную компетентность можно определить как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Формирование информационной компетентности в школе проходит три уровня развития:
- пропедевтический уровень (понимание, владение основными понятиями);
- базовый уровень (применение по образцу, выполнение задач по образцу);
- профильный уровень (творческое применение, выполнение заданий, для которых надо продемонстрировать нестандартное решение).
Перечень умений, входящих в состав общей информационной компетентности:
Информационный блок:
· поиск информации в различных источниках; использование различных ресурсов (книг, журналов, электронных пособий, Интернета) для нахождения нужной информации;
· представление информации в структурированном виде, с использованием таблиц, схем, диаграмм и др. способов;
· выбор способов доведения информации до пользователя с учетом возможностей современной техники.
Блок компьютерной и информационной техники:
· объяснение структуры современного ПК и обоснование назначения его основных устройств;
· выбор компьютерной и информационной техники для адекватного решения задач;
· обоснование способов взаимодействия компьютеров с другой техникой, служащей для сбора, хранения, обработки и передачи информации.
Блок операционной системы:
- настройка пользовательского интерфейса Windows;
- работа с файлами;
- знание основных команд;
- использование стандартных программ Windows.
Блок прикладных программ:
- создание и редактирование текстов с рисунками, таблицами, формулами, графиками в редакторе MS Word;
- построение диаграмм и графиков с помощью MS Excel;
- поиск информации в Интернете с использованием различных поисковых систем;
- создание и использование компьютерных презентаций с помощью MS Power Point [3].
Модель ИКТ-компетентности включает:
- определение информации - способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
- доступ к информации – умение собирать и /или извлекать информацию;
- управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации;
- интегрирование информации - умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
- оценивание информации - умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;
- создание информации - умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;
- сообщение информации -способность должным образом передавать [2].
Для организции деятельности, направленной на формирование ИКТ – компетентности учащихся мы предлагаем использование аннотированного каталога на уроках информатики. Ведь именно аннотированный каталог содержит разнообразные интернет ресурсы, которые помогут учащимся в овладении компонентами ИКТ – компетентности, а так же он способствует:
- Развитию логического мышления;
- Росту качества знаний;
- Экономии времени на разных типах урока.
- Умению учиться самостоятельно [2].
Для создания каталога мы отобрали цифровые образовательные ресурсы по информатике для различных классов по темам, предусмотренным учебной программой и направленные на развитие компонентов ИКТ-компетентности:
1.http://dit.isuct.ru/ivt/books/is/is1/inform/praktika/Pweb1/p12.htm
(создание информации - умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее, изучение блока прикладных программ)
2.http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978546901622&at=exc&n=0 (интегрирование информации - умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных, изучение блока прикладных программ)
3.http://www.5byte.ru/8/0004.php (оценивание информации - умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации, изучение блока операционной системы)
Создание аннотированного каталога реализует возможность использования принципа индивидуализации в образовательном процессе, так как в вечерних школах учащиеся большое количество времени обучаются самостоятельно, и позволит компенсировать очный контакт учащихся Вечерней школы и педагогов.
Литература
- Авдеева, С.А. Цифровые ресурсы в учебном процессе / С.А. Авдеева // Народное образование. - 2008. - № 1. - С. 176-182.
- Формирование ИКТ-компетентности учащихся старших классов на уроках информатики как условие развития познавательной активности [Электронный ресурс] /-Режим доступа: http://neofile.ru/camoobrasov
- Приемы формирования информационной компетентности учащихся средствами информационных технологий [Электронный ресурс] /Старостина Т.В./-Режим доступа: http://tempskola.ucoz.ru/fizika/IKT-kompitentnost.doc
|