Сайт учителя биологии Госпаревич Юлии Альбертовны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Методы и формы обучения информатике и ИКТ учащихся вечерней школы

 

 Обучение - это целеустремленный, систематический, организованный процесс получения знаний, умений, навыков, а образование - это результат обучениятличности.
           Потребности воспитания и адаптации молодого поколения к новым условиям призваны удовлетворить новые образовательные технологии, в частности, дистанционное  образование с применением современных компьютерных и телекоммуникационных средств. Новая система образования должна способствовать выполнению  еще одной общественной потребности - обеспечению равноправия для всех его членов. В обществе каждому человеку должны быть предоставлены равные возможности и  условия в процессах формирования его как личности, когда результаты его деятельности определяются его собственными целями и полностью зависят от него самого.

Общее образование, получаемое в школе, в том числе и в вечерней, способствует формированию и развитию человеческой личности в целом. Только школа может дать необходимую систему знаний, которая составит прочный фундамент последующего образования. Современное образование – непрерывный процесс. Знания быстро устаревают и требуют постоянного обновления [1].

Для вечерней школы актуальны личностно – ориентированные педагогические технологии, обеспечивающие развитие и саморазвитие личности ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Они базируются на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения [2].

Согласно Положению о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (постановление правительства РФ от 9.09.1996г № 1058) существует возможность использовать различные формы обучения: очную, очно-заочную (вечернюю), заочную; семейного образования, самообразования, экстерната [4].

Остановимся на тех трудностях, которые испытывает учитель вечерней школы в методике преподавания информатики в условиях индивидуальной и заочной форм обучения. Индивидуальной формой обучения занимаются подростки и молодежь, не имеющие возможности посещать занятия в классе порразнымлпричинам.л

Средилних:
а) отсутствие в школах комплектов – групп нужных классов.
б) состояние здоровья (медицинские показания, психологические рекомендации);
в) работа, связанная с длительными командировками (часто за пределы региона);
г) низкий уровень стартовой предметной подготовки (учащиеся по различным причинам не обучались долгое время и их возраст значительно превышает возраст учащихся соответствующего класса).

Заочная форма обучения привлекательна для тех, кто не имеет возможности постоянно посещать учебные занятия:
а) в связи с занятостью на работе (скользящий график работы, понедельная работа);
б) по семейным обстоятельствам (маленькие дети, уход за больными родителями и т.д);
в) в связи с большой нагрузкой в параллельном обучении, например, на профессиональных курсах [3].

В большей степени эти формы обучения строятся на самообразовательной работе учащегося. Самостоятельная домашняя работа – основная форма учебных занятий учащихся-заочников. Требования к уровню подготовки и объем программного материала – одинаковый во всех формах обучения, но число занятий под непосредственным руководством учителя значительно меньше. Педагог должен ориентироваться на минимальное число классных занятий в неделю, рассчитывать темп изучения нового материала в зависимости от возможностей самообразовательной работы учащихся. Главным источником знаний для учащихся являются учебники, учебные пособия, справочники и т.п. Специальные учебники для вечерних школ много лет не издаются.

Учителя и учащиеся пользуются или старыми учебниками, или учебниками для дневных школ, что затрудняет самостоятельную работу с учебником. Методику проведения занятий учителю тоже приходится разрабатывать самому, учитывая различные аспекты: умения возможности учащегося работать самостоятельно; наличие учебников, учебных пособий; возрастные особенности ученика; его психологические особенности и социальные возможности и характеристики [2].

Так как программ и тематического планирования отдельно для индивидуального и заочного обучения нет, то учителю приходится самому, согласно программному материалу, составлять тематический план в зависимости от количества часов, выделяемых на тот или иной предмет.

В целом работа должна быть организована так, чтобы весь основной материал изучался под руководством учителя. Учитель раскрывает узловые и наиболее сложные вопросы темы, дает объяснение способам изучения теоретического материала и решения задач.

Объясняя новый материал, надо выделять основное, изложить все в доступной, но в строго научной форме, не допуская ни каких пробелов, которые могли бы нарушить эту строгость. Кроме знакомства с новым материалом, проводится и опрос учащихся. Умение спрашивать требует от преподавателя творческой мысли и тщательной подготовки. Опрос оказывает огромное влияние, как на классную, так и на домашнюю самостоятельную работу [3].

Особенно полезны вопросы, требующие сравнения нового материала со старым, в результате чего учащиеся начинают быстрее разбираться в новом материале и глубже его понимать. У них больше развивается логическое мышление, речь. Если у учащихся обнаружены большие пробелы в знаниях, то следует указать пути к их ликвидации.

При усвоении новых определений и положений хорошо пользоваться индуктивно-конкретным методом. В геометрии при проведении тех или иных доказательств надо пользоваться аналитическим методом, который содействует развитию творческих способностей учащихся.

На домашнее задание нужно смотреть как на важнейший элемент организации самостоятельной работы учащихся. При проверке домашних работ следует делать пометки, указывая на допущенные ошибки и приводить образцы правильного решения. От хорошей организации самостоятельной работы в значительной степени зависит успех всей работы. При оказании помощи нужно учитывать возраст учащихся, их развитие и трудность материала [2].

На заочной форме обучения хорошо зарекомендовала себя такая форма контроля как зачет. Зачет имеет ряд преимуществ перед другими формами контроля:
– во-первых, количество зачетов, их тематика, сроки сдачи, требования к выполнению практической части программы, литература к зачету, в том числе и дополнительная, известны учащемуся с самого начала обучения в соответствующем классе, что позволяет уже строить каждому учащемуся свою образовательную перспективу и заниматься в соответствии со своими возможностями;
– во-вторых, учащийся может выбрать и форму сдачи самого зачета (устно, письменно, собеседование, защита творческого проекта), что дает возможность даже самым слабым учащимся реализовать свой потенциал;
– в-третьих, данная форма контроля не предполагает выставления неудовлетворительной оценки, а дает учащемуся шанс пересдать зачет, а, следовательно, и лучше подготовиться, и прочнее усвоить материал.

При закреплении знаний можно использовать ресурсы компьютерного класса школы в специально отведенные для самостоятельной работы учащихся консультационные часы. Учащийся может потренироваться в выполнении заданий по информатике на компьютере, проверить себя. На наш взгляд, несмотря на то, что организация индивидуальной и заочной форм обучения создает большое количество проблем для учителя, ведущего предмет (это и очень малое количество часов, и отсутствие полноценных учебников), данные формы востребованы учащимися.

Для более эффективного обучения по очной и заочной системе можно использовать цифровые образовательные ресурсы. Использование ЦОР дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса. ЦОР - оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.             Использование ЦОР в сфере образования позволяет  качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения [1].

Вечерние школы  не являются исключением в этом процессе. Подобные учреждения могут иметь классы с очной формой обучения, классы с углубленным изучением предметов, классы (группы) компенсирующего обучения, группы с заочной формой обучения и индивидуально обучающихся. Продолжительность учебного года в 7 - 12 классах 36 недель. В данных учреждениях количество часов на изучение предметов по рабочим программам сокращено в 2 раза, если в общеобразовательной школе на изучение информатики на  первое полугодие предусмотрено 36 часов, то в вечерней школе 16 часов. Большая часть учебного материала, школьниками изучается самостоятельно, поэтому актуальным является внедрение в учебный процесс цифровых образовательных ресурсов.

Сегодня подавляющее большинство электронных средств обучения не адаптированы к реальным потребностям учителя. Их применение не облегчает, а усложняет жизнь учителя, его педагогическую деятельность. Поэтому цифровые образовательные ресурсы используются очень редко [2].

 

Литература

  1. 1.Авдеева, С.А.
  2. http://moimummi.ru/publ/informatika/ikt/tvorcheskij_podkhod_v_prepodavanii_informatiki_i_ikt_v_vechernej_shkole/57-1-0-504. (Опубликовано 11.05.2012. Дата обращения 23.03.13.)
  3. Устав Вечерней (сменной)общеобразовательной школы в г.Таре 2013 год.
  4. http://festival.1september.ru/articles/629499/ (Опубликовано 28 Март 2012. Дата обращения 26.03.13.)

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Юлия (2015-01-27)
Просмотров: 438 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz