Сайт учителя биологии Госпаревич Юлии Альбертовны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках информатики в вечерней школе

 

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Применение компьютеров на уроках позволяет сделать его нетрадиционным, ярким, насыщенным, что приводит к необходимости пересмотра различных способов подачи учебного материала, использования различных подходов в обучении информатике, развития у учащихся информационной компетенцииj[1].

Для вечерней школы актуальны личностно – ориентированные педагогические технологии, обеспечивающие развитие и саморазвитие личности ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Они базируются на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения [2].

Согласно Положению о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 9.09.1996г № 1058) существует возможность использовать различные формы обучения: очную, очно-заочную (вечернюю), заочную, семейного образования, самообразования, экстерната. Продолжительность учебного года в 7-12  классах составляет 36 недель. В данных учреждениях количество часов на изучение предметов по рабочим программам сокращено в 2 раза: если в общеобразовательной школе на изучение информатики в первом полугодии предусмотрено 36 часов, то в вечерней школе - 16 часов. Вследствие сокращения часов учебный материал приходится изучать за счет его уплотнения. В основном, все задания ученики выполняют дома самостоятельно, а уже на уроках с учителем разбираются в том, что не поняли [2]. В этом случае есть необходимость применения на уроках в Вечерней школе цифровых образовательных ресурсов.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) определяют как совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе как единое целое.

Цифровые образовательные ресурсы на уроках могут применяться следующими способами: использование мультимедийного проектора и интерактивной доски (при демонстрации отдельных мультимедиа–объектов по теме; при демонстрации мультимедийных презентаций по теме урока (15 – 20 минут от урока); «живая» демонстрация различных способов решения задач; использование компьютера школьником (школьниками) при ответе у доски (в частности, демонстрируя подготовленную из мультимедиа – объектов ЦОР презентацию); два ученика за одним компьютером (фронтальные лабораторные работы; групповое исследовательское задание; групповое творческое задание; интерактивное обучение способам решения задач); ученик за одним компьютером (виртуальный лабораторный практикум; индивидуальное исследовательское задание; индивидуальное творческое задание; интерактивное обучение) [3].

Так как учащиеся Вечерней школы большое количество учебного материала изучают дома, мы предлагаем использовать аннотированный каталог, который будет помогать учащимся при самостоятельном изучении учебного материала, а также позволит повысить уровень развития информационной компетентности.

При разработке цифровых образовательных ресурсов по курсу информатики и ИКТ, нами были проанализированы учебно-методические комплексы школьной дисциплины «Информатика и ИКТ».

         Для апробации методики использования аннотированного каталога в процессе преподавания информатики в 8 классе необходимо было организовать и провести соответствующую опытно-экспериментальную работу.

         На основе проведенного нами исследования был реализован педагогический эксперимент, который проходил в БОУ «Вечерняя школа» в г. Таре и включал в себя 3 этапа:

       - констатирующий

       - поисковый

       - формирующий.

Цель проводимого эксперимента: апробировать эффективность использования материалов  и заданий аннотированного каталога в процессе преподавания  информатики в 8 классе.

В соответствии с поставленной целью, основная задача эксперимента:

- выявить и подтвердить эффективность использования предлагаемых материалов и заданий в процессе преподавания информатики в 8 классе.

На первом этапе исследования (2012 г.) проведен общий анализ успеваемости учащихся 8 класса по информатике. В результате изучения успеваемости учащихся 8 класса было установлено, что уровень усвоения дисциплины информатика ниже чем общий уровень успеваемости.

(графики: уровень успеваемости по дисциплине информатика; общий уровень успеваемости)

Так же на первом этапе эксперимента была проведена работа по выявлению причин такой успеваемости, которая состояла из беседы с преподавателем дисциплины информатика, и анализа содержания сомой дисциплины информатика на основе учебной и учебно-методической литературы.

В ходе проведения работы выявлено, что данные результаты это следствие того, что дисциплина, действительно, является сложной для усвоения, однако, в настоящее время, не хватает методических разработок, позволяющих наглядно и в интерактивной форме изложить материал дисциплины. В связи с чем, можно говорить о возникновении необходимости использования дополнительных ресурсов  (электронных ресурсов, технических и программных средств).

В рамках  поискового эксперимента (2013 г.) нами отрабатывались отдельные материалы, разработанные для дисциплины информатика, совершенствовались направления использования аннотированного каталога, фрагментарно апробировались и корректировались задания и дидактические материалы по дисциплине.

На формирующем этапе (2013 г.) эксперимента был проведен ряд занятий по дисциплине информатика с применением аннотированного каталога.

Для создания каталога мы отобрали цифровые образовательные ресурсы по информатике для различных классов по темам, предусмотренным учебной программой.

В состав аннотированного каталога входят ссылки на:

  1. электронные учебники, тесты,
  2. статьи,
  3. видеофрагменты,
  4. интерактивные модели,  задания (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Пример аннотированного каталога (8 класс)

Тема

Электронный ресурс

Примечание

1

Папка и ее параметры. Работа с программой «Проводник».

 

 

http://dit.isuct.ru/ivt/books/is/is1/inform/praktika/Pweb1/p12.htm

Самостоятельная работа дома, выполнение заданий по работе с проводником.

2

Совместная работа с несколькими программами. Создание и сохранение документа. Организация обмена данными.

http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978546901622&at=exc&n=0

Самостоятельная работа дома, выполнение заданий по созданию  и сохранению документа.

3

Компьютер как средство обработки информации.

http://www.5byte.ru/8/0004.php

Самостоятельная работа дома, выполнение заданий в письменном виде.

Создание аннотированного каталога реализует возможность использования принципа индивидуализации в образовательном процессе, так как в вечерних школах учащиеся большое количество времени обучаются самостоятельно, и позволит компенсировать очный контакт учащихся Вечерней школы и педагогов.

 

Литература

  1. Авдеева, С.А. Цифровые ресурсы в учебном процессе / С.А. Авдеева // Народное образование. - 2008. - № 1. - С. 176-182.
  2. Устав Вечерней (сменной)общеобразовательной школы в г.Таре 2013год. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://edu.of.ru/vechernyascooltara/default.asp?ob_no=80619&
  3. Иванова Н.В.Актуальные вопросы методики преподавания математики и информатики на индивидуальной и заочной формах обучения в вечерней школе [Электронный ресурс] /Н.В. Андреева/-Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/629499
Категория: Мои статьи | Добавил: Юлия (2015-01-27)
Просмотров: 331 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz