Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Применение компьютеров на уроках позволяет сделать его нетрадиционным, ярким, насыщенным, что приводит к необходимости пересмотра различных способов подачи учебного материала, использования различных подходов в обучении информатике, развития у учащихся информационной компетенцииj[1].
Для вечерней школы актуальны личностно – ориентированные педагогические технологии, обеспечивающие развитие и саморазвитие личности ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Они базируются на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения [2].
Согласно Положению о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 9.09.1996г № 1058) существует возможность использовать различные формы обучения: очную, очно-заочную (вечернюю), заочную, семейного образования, самообразования, экстерната. Продолжительность учебного года в 7-12 классах составляет 36 недель. В данных учреждениях количество часов на изучение предметов по рабочим программам сокращено в 2 раза: если в общеобразовательной школе на изучение информатики в первом полугодии предусмотрено 36 часов, то в вечерней школе - 16 часов. Вследствие сокращения часов учебный материал приходится изучать за счет его уплотнения. В основном, все задания ученики выполняют дома самостоятельно, а уже на уроках с учителем разбираются в том, что не поняли [2]. В этом случае есть необходимость применения на уроках в Вечерней школе цифровых образовательных ресурсов.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) определяют как совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе как единое целое.
Цифровые образовательные ресурсы на уроках могут применяться следующими способами: использование мультимедийного проектора и интерактивной доски (при демонстрации отдельных мультимедиа–объектов по теме; при демонстрации мультимедийных презентаций по теме урока (15 – 20 минут от урока); «живая» демонстрация различных способов решения задач; использование компьютера школьником (школьниками) при ответе у доски (в частности, демонстрируя подготовленную из мультимедиа – объектов ЦОР презентацию); два ученика за одним компьютером (фронтальные лабораторные работы; групповое исследовательское задание; групповое творческое задание; интерактивное обучение способам решения задач); ученик за одним компьютером (виртуальный лабораторный практикум; индивидуальное исследовательское задание; индивидуальное творческое задание; интерактивное обучение) [3].
Так как учащиеся Вечерней школы большое количество учебного материала изучают дома, мы предлагаем использовать аннотированный каталог, который будет помогать учащимся при самостоятельном изучении учебного материала, а также позволит повысить уровень развития информационной компетентности.
При разработке цифровых образовательных ресурсов по курсу информатики и ИКТ, нами были проанализированы учебно-методические комплексы школьной дисциплины «Информатика и ИКТ».
Для апробации методики использования аннотированного каталога в процессе преподавания информатики в 8 классе необходимо было организовать и провести соответствующую опытно-экспериментальную работу.
На основе проведенного нами исследования был реализован педагогический эксперимент, который проходил в БОУ «Вечерняя школа» в г. Таре и включал в себя 3 этапа:
- констатирующий
- поисковый
- формирующий.
Цель проводимого эксперимента: апробировать эффективность использования материалов и заданий аннотированного каталога в процессе преподавания информатики в 8 классе.
В соответствии с поставленной целью, основная задача эксперимента:
- выявить и подтвердить эффективность использования предлагаемых материалов и заданий в процессе преподавания информатики в 8 классе.
На первом этапе исследования (2012 г.) проведен общий анализ успеваемости учащихся 8 класса по информатике. В результате изучения успеваемости учащихся 8 класса было установлено, что уровень усвоения дисциплины информатика ниже чем общий уровень успеваемости.
(графики: уровень успеваемости по дисциплине информатика; общий уровень успеваемости)
Так же на первом этапе эксперимента была проведена работа по выявлению причин такой успеваемости, которая состояла из беседы с преподавателем дисциплины информатика, и анализа содержания сомой дисциплины информатика на основе учебной и учебно-методической литературы.
В ходе проведения работы выявлено, что данные результаты это следствие того, что дисциплина, действительно, является сложной для усвоения, однако, в настоящее время, не хватает методических разработок, позволяющих наглядно и в интерактивной форме изложить материал дисциплины. В связи с чем, можно говорить о возникновении необходимости использования дополнительных ресурсов (электронных ресурсов, технических и программных средств).
В рамках поискового эксперимента (2013 г.) нами отрабатывались отдельные материалы, разработанные для дисциплины информатика, совершенствовались направления использования аннотированного каталога, фрагментарно апробировались и корректировались задания и дидактические материалы по дисциплине.
На формирующем этапе (2013 г.) эксперимента был проведен ряд занятий по дисциплине информатика с применением аннотированного каталога.
Для создания каталога мы отобрали цифровые образовательные ресурсы по информатике для различных классов по темам, предусмотренным учебной программой.
В состав аннотированного каталога входят ссылки на:
- электронные учебники, тесты,
- статьи,
- видеофрагменты,
- интерактивные модели, задания (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Пример аннотированного каталога (8 класс)
№
|
Тема
|
Электронный ресурс
|
Примечание
|
1
|
Папка и ее параметры. Работа с программой «Проводник».
|
http://dit.isuct.ru/ivt/books/is/is1/inform/praktika/Pweb1/p12.htm
|
Самостоятельная работа дома, выполнение заданий по работе с проводником.
|
2
|
Совместная работа с несколькими программами. Создание и сохранение документа. Организация обмена данными.
|
http://www.iworld.ru/attachment.php?barcode=978546901622&at=exc&n=0
|
Самостоятельная работа дома, выполнение заданий по созданию и сохранению документа.
|
3
|
Компьютер как средство обработки информации.
|
http://www.5byte.ru/8/0004.php
|
Самостоятельная работа дома, выполнение заданий в письменном виде.
|
Создание аннотированного каталога реализует возможность использования принципа индивидуализации в образовательном процессе, так как в вечерних школах учащиеся большое количество времени обучаются самостоятельно, и позволит компенсировать очный контакт учащихся Вечерней школы и педагогов.
Литература
- Авдеева, С.А. Цифровые ресурсы в учебном процессе / С.А. Авдеева // Народное образование. - 2008. - № 1. - С. 176-182.
- Устав Вечерней (сменной)общеобразовательной школы в г.Таре 2013год. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://edu.of.ru/vechernyascooltara/default.asp?ob_no=80619&
- Иванова Н.В.Актуальные вопросы методики преподавания математики и информатики на индивидуальной и заочной формах обучения в вечерней школе [Электронный ресурс] /Н.В. Андреева/-Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/629499
|