При обучении информатике в вечерней школе применяются в основном такие же методы обучения как и в других школах, имея однако свою специфику. Давайте вспомним, с чего начинается планирование в начале учебного года. Именно с адаптации, когда мы берем программу и начинаем приспосабливать ее к нашим условиям. И не просто подгоняем ее по количеству часов, а думаем, что можно взять, что будет интереснее, понятнее, а что можно опустить, но так, чтобы не пострадала базисная программа. Тоже самое совершают и учителя вечерних школ. Затем уже в процессе учебы подбирают разноуровневые задания, чтобы все ученики по возможности усвоили данную тему, ведь задания разного уровня сложности поддерживают у учеников иллюзию, что они тоже что-то могут, это не отталкивает их от учебы, возбуждает интерес. Усвоив азы, ученик без боязни начнет решать более сложные задачи, и они у него будут получаться. Большое внимание учителей отводится на самостоятельную работу школьников. В связи с этим используются специфические методы и формы преподавания информатики в вечерней школе, но не достаточное их количество[3].
Для вечерней школы актуальны личностно – ориентированные педагогические технологии, обеспечивающие развитие и саморазвитие личности ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Они базируются на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения [3].
Согласно Положению о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (постановление правительства РФ от 9.09.1996г № 1058) существует возможность использовать различные формы обучения: очную, очно-заочную (вечернюю), заочную; семейного образования, самообразования, экстерната Продолжительность учебного года в 7 - 12 классах 36 недель. В данных учреждениях количество часов на изучение предметов по рабочим программам сокращено в 2 раза, если в общеобразовательной школе на изучение информатики на первое полугодие предусмотрено 36 часов, то в вечерней школе 16 часов. Основной формой организации учебного процесса является индивидуальное обучение. На уроке учитель отвечает на вопросы каждого ученика, а если и остаются недопонимания, учитель предлагает после уроков еще позаниматься. Учебный материал, который запланировал учитель не всегда можно выдать на уроке, так как количество часов сокращено и приходится изучать учебный материал за счет уплотнения. В основном все задания ученики выполняют дома самостоятельно, а уже на уроках пытаются разобраться в том, что не поняли [2].
Но мы считаем, что этих методов недостаточно для преподавания информатики, и предлагаем использовать дополнительные цифровые методы, например: дистанционное обучение, метод проектов, работа на портале, анатированный каталог. И для компенсации ограниченности очного контакта учащихся Вечерней школы и педагогов мы предлагаем использовать анатированные каталоги.
Использование ЦОР дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса. ЦОР - оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся. Использование ЦОР в сфере образования позволяет качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения [1].
Сегодня подавляющее большинство электронных средств обучения не адаптированы к реальным потребностям учителя. Их применение не облегчает, а усложняет жизнь учителя, его педагогическую деятельность. Поэтому используются такие компьютерные обучающие программы и цифровые образовательные ресурсы очень редко [1].
Мы предлагаем использование анатированных каталогов, как средство обучения на дому. Для этого мы предлагаем отобрать ЦОР по темам, и использование учащимися данных ЦОР дома при самостоятельном изучении учебного материала по курсу информатики и ИКТ.
В состав аннотированного каталога будут входить ссылки на:
- электронные учебники,
- тесты,
- статьи,
- видеофрагменты,
- интерактивные модели, задания.
Общий вид и содержание аннотированного каталога
Класс
|
Тема
|
Электронный ресурс
|
Примечание
|
8 кл.
|
Текстовая информация и компьютер.
|
http://infoschool.narod.ru/lesson.
|
Презентации - материалы к уроку. Презентации удобно использовать для работы на уроке и для самостоятельного изучения материала.
|
11 кл.
|
Представление числовой информации с помощью
систем счисления.
|
http://www.megalink.ru/~agb/n/numerat.htm
|
Можно использовать для самостоятельного изучения.
|
Создание аннотированного каталога даст возможность реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе, так как в вечерних школах учащиеся большое количество времени обучаются самостоятельно и позволят компенсировать очный контакт учащихся Вечерней школы и педагогов.
Список литературы
1.Авдеева, С.А. Цифровые ресурсы в учебном процессе [Текст] : к изучению дисциплины / С.А. Авдеева // Народное образование. - 2008. - № 1. - С. 176-182.
- Устав Вечерней (сменной)общеобразовательной школы в г.Таре 2013 год. (http://edu.of.ru/vechernyascooltara/default.asp?ob_no=80619&)
- http://festival.1september.ru/articles/629499/ (Опубликовано 28 Март 2012. Дата обращения 26.03.13.)
При обучении информатике в вечерней школе применяются в основном такие же методы обучения как и в других школах, имея однако свою специфику. Давайте вспомним, с чего начинается планирование в начале учебного года. Именно с адаптации, когда мы берем программу и начинаем приспосабливать ее к нашим условиям. И не просто подгоняем ее по количеству часов, а думаем, что можно взять, что будет интереснее, понятнее, а что можно опустить, но так, чтобы не пострадала базисная программа. Тоже самое совершают и учителя вечерних школ. Затем уже в процессе учебы подбирают разноуровневые задания, чтобы все ученики по возможности усвоили данную тему, ведь задания разного уровня сложности поддерживают у учеников иллюзию, что они тоже что-то могут, это не отталкивает их от учебы, возбуждает интерес. Усвоив азы, ученик без боязни начнет решать более сложные задачи, и они у него будут получаться. Большое внимание учителей отводится на самостоятельную работу школьников. В связи с этим используются специфические методы и формы преподавания информатики в вечерней школе, но не достаточное их количество[3].
Для вечерней школы актуальны личностно – ориентированные педагогические технологии, обеспечивающие развитие и саморазвитие личности ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Они базируются на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения [3].
Согласно Положению о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (постановление правительства РФ от 9.09.1996г № 1058) существует возможность использовать различные формы обучения: очную, очно-заочную (вечернюю), заочную; семейного образования, самообразования, экстерната Продолжительность учебного года в 7 - 12 классах 36 недель. В данных учреждениях количество часов на изучение предметов по рабочим программам сокращено в 2 раза, если в общеобразовательной школе на изучение информатики на первое полугодие предусмотрено 36 часов, то в вечерней школе 16 часов. Основной формой организации учебного процесса является индивидуальное обучение. На уроке учитель отвечает на вопросы каждого ученика, а если и остаются недопонимания, учитель предлагает после уроков еще позаниматься. Учебный материал, который запланировал учитель не всегда можно выдать на уроке, так как количество часов сокращено и приходится изучать учебный материал за счет уплотнения. В основном все задания ученики выполняют дома самостоятельно, а уже на уроках пытаются разобраться в том, что не поняли [2].
Но мы считаем, что этих методов недостаточно для преподавания информатики, и предлагаем использовать дополнительные цифровые методы, например: дистанционное обучение, метод проектов, работа на портале, анатированный каталог. И для компенсации ограниченности очного контакта учащихся Вечерней школы и педагогов мы предлагаем использовать анатированные каталоги.
Использование ЦОР дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса. ЦОР - оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся. Использование ЦОР в сфере образования позволяет качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения [1].
Сегодня подавляющее большинство электронных средств обучения не адаптированы к реальным потребностям учителя. Их применение не облегчает, а усложняет жизнь учителя, его педагогическую деятельность. Поэтому используются такие компьютерные обучающие программы и цифровые образовательные ресурсы очень редко [1].
Мы предлагаем использование анатированных каталогов, как средство обучения на дому. Для этого мы предлагаем отобрать ЦОР по темам, и использование учащимися данных ЦОР дома при самостоятельном изучении учебного материала по курсу информатики и ИКТ.
В состав аннотированного каталога будут входить ссылки на:
- электронные учебники,
- тесты,
- статьи,
- видеофрагменты,
- интерактивные модели, задания.
Общий вид и содержание аннотированного каталога
Класс
|
Тема
|
Электронный ресурс
|
Примечание
|
8 кл.
|
Текстовая информация и компьютер.
|
http://infoschool.narod.ru/lesson.
|
Презентации - материалы к уроку. Презентации удобно использовать для работы на уроке и для самостоятельного изучения материала.
|
11 кл.
|
Представление числовой информации с помощью
систем счисления.
|
http://www.megalink.ru/~agb/n/numerat.htm
|
Можно использовать для самостоятельного изучения.
|
Создание аннотированного каталога даст возможность реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе, так как в вечерних школах учащиеся большое количество времени обучаются самостоятельно и позволят компенсировать очный контакт учащихся Вечерней школы и педагогов.
Список литературы
4.Авдеева, С.А. Цифровые ресурсы в учебном процессе [Текст] : к изучению дисциплины / С.А. Авдеева // Народное образование. - 2008. - № 1. - С. 176-182.
- Устав Вечерней (сменной)общеобразовательной школы в г.Таре 2013 год. (http://edu.of.ru/vechernyascooltara/default.asp?ob_no=80619&)
- http://festival.1september.ru/articles/629499/ (Опубликовано 28 Март 2012. Дата обращения 26.03.13.)
|